педагог-психолог

Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся в специальном/коррекционном/ общеобразовательном учреждении.

Методические рекомендации по формам учета деятельности и отчетности составлены на основании: 

Рабочие материалы Всероссийского совещания "Служба практической психологии в системе образования России. 
Итоги и перспективы", 6-7 июня 2002г., Москва;
Инструктивное письмо Минобразования РФ № 3 от 01.03.1999г. и приложения к нему.

Принципы

Документация педагога-психолога должна:
1. основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования РФ;

2. охватывать все виды работ педагога-психолога и строиться в соответствии с основными направлениями его деятельности;

3. отражать в целом структуру деятельности образовательного учреждения;

4. быть ориентированной на учет отдельных единиц деятельности и возможность оценки всего объема работ за отчетные периоды в соответствии с бытующими в практике службы практической психологии образования "стандартами" отчетности;

5. отражать определенную периодичность деятельности психолога, удобную для отчетности в принятые для учреждений образования сроки;

6. ориентироваться на деятельность психолога как координатора службы сопровождения, наиболее приближенного к ребенку и семье;

7. обладать определенной унификацией как для деятельности психолога с "условно-нормативными" детьми разного возраста, так и для возможности работы с детьми с различными отклонениями в развитии;

8. быть негромоздкой и по возможности занимать минимальное время на ведение.
 

 

 

 

 

Виды документации, обеспечивающей и регламентирующей деятельность педагога – психолога



Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации. Документация должна сопровождать каждое направление деятельности практического психолога. Комплект (пакет) документации практического психолога подразделяется на следующие типы:
*законодательно-правовые акты;
*нормативные документы; 
*специальная документация; 
*организационно-методическая документация.

Законодательно-правовые акты и нормативные документы

Это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.
В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят: 
 

Международные:
*Конвенция ООН о правах ребенка.
*Международная классификация болезней (МКБ 10).
 

Федеральные:
*Конституция РФ;
*Закон РФ "Об образовании";
*Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года;
*Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка" от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.) 
*Федеральный Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
*Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 "О введении должности психолога в учреждении народного образования";
*Решение коллегии МО РФ № 7/1 от 29.03.95 "О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ";
*Постановление правительства РФ от 31.07. 1998 г. № 867 "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи";
*Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 "Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений";
*Приказ № 636 от 22.10.99.г. "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации" с приложением;
*Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. "О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования";
*Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. "О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений", приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908

*"Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений";
*Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. № 27/602-6 "О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.".
*Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения";
*Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16.
*Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;
*Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 "Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе";
*Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 "О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений";
*Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 "Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования - на основную";
*Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г.,г. Москва);
*Распорядительно-нормативные документы (административные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.).
 

Региональные:
*Закон "О защите прав ребенка в Вашем регионе" (районе, области, крае);
*Положение о службе практической психологи образования в Вашем регионе" (районе, области, крае); 
*Положение о Центре службы практической психологии образования в Вашем регионе" (районе, области, крае);
*Статус практического психолога образования в Вашем регионе" (районе, области, крае);
*Требования к оформлению кабинета педагога-психолога;
*Рекомендуемые формы ведения документации педагогом-психологом в образовательном учреждении.
 

Специальная документация

Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К специальной документации практического психолога относятся: 
*Выписка из медицинской карты. Отражает основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния.
*Карта психического развития ребенка - совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.
*Психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка.
*Выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляется по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Основной текст выписки - адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы.
*Протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком.
*Протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности.

Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно:

заключения
коррекционные карты
протоколы
Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.

Организационно-методическая документация:
В организационно-методическую документацию входят: 
*Хронометраж рабочего времени практического психолога.
*График работы.
*Годовой план работы
*Дифференцированный план работы на месяц.
*Бланки психологических запросов. 


Журналы учета видов работы:

*диагностика;
*консультирование;
*развивающая и коррекционная работа (индивидуальная);
*развивающая и коррекционная работа (групповая);
*просветительская работа;
*организационно-методическая работа;
*экспертная работа
*Программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов.
*Альбом диагностических методик.
*Тематические планы учебных курсов по психологии и журнал.
*Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.
*Отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.

Рекомендуемый комплект рабочей документации, 
обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей

Рекомендуем педагогам-психологам, работающим в образовательных учреждениях различного типа и вида в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, использовать при оформлении документации предложенные ниже формы: 
1. План работы педагога-психолога на учебный год
2. План работы на месяц, рабочую неделю
3. Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели)
4.Журналы учета видов работы:
*Диагностика;
*Консультирование;
*Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная);
*Развивающая и коррекционная работа (групповая);
*Просветительская работа;
*Организационно-методическая работа;
*Экспертная работа.

5. Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год)
6. Статистическая справка за отчетный период (четверть, полугодие, год)
7. Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования 
8. Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка 
9. Программа работы педагога-психолога с группой
10.Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий
11. Требования к авторским программам
12. Материалы психолого-педагогических консилиумов и медико-психолого-педагогических комиссий
13. Протоколы, материалы тестовых обследований
14. Сводные таблицы по скринингу
15. Материалы в виде итоговых заключений по видам работ
16. Журнал регистрации индивидуальных консультаций в ситуации анонимного обращения
17. Представление педагога-психолога для школьного консилиума 
18. Запрос в детскую поликлинику
19. Выписка из медицинской карты 
20. Форма регистрации применяемых диагностических методик 
21. Примерная схема психолого-педагогической характеристики 
22. Формы документации по созданию и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения
23.Ориентировочная форма договора с родителями о разрешении на работу с детьми